Ограничения в связи с коронавирусом: законно или нет?

Ограничения в связи с коронавирусом:

законно или нет?

 

Обязаны ли граждане соблюдать ограничения по передвижению и другие в связи с коронавирусом? – именно этот вопрос возникает у большинства граждан в ответ на принимаемые органами власти меры.

Статьёй 1 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что предусмотрено 3 режима функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:

-        режим повседневной деятельности;

-        режим повышенной готовности (при угрозе возникновения ЧС);

-        режим чрезвычайной ситуации.

Статья 3 указанного Федерального закона устанавливает, что одной из его целей является предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций.

 

Кто может вводить режим повышенной готовности?

На территории всей Российской Федерации либо её части – Правительство Российской Федерации (п. «а.1» ст. 10 Федерального закона №68-ФЗ).

На территории субъекта РФ – органы государственной власти субъектов РФ (п. «м» ч. 1 ст. 11 Федерального закона №68-ФЗ).

 

Какие обязанности возникают у граждан при введении режима повышенной готовности?

При введении режима повышенной готовности органом государственной власти субъекта РФ граждане обязаны соблюдать правила поведения, установленные таким органом (п. «у» ч. 1 ст. 11 Федерального закона №68-ФЗ).

При введении режима повышенной готовности Правительством РФ граждане обязаны:

а)      соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;

б)      выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации;

а также выполнять иные требования, перечисленные в п.3 Правил, утверждённых постановлением правительства РФ от 02.04.2020 №417.

 

Какие ограничения может ввести государство?

-        ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации;

-        приостанавливать деятельность организации, если существует угроза безопасности работников такой организации и иных граждан, находящихся на ее территории;

-        осуществлять создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия (ч. 10 ст. 4.1 Федерального закона №68).

 

Чем предусмотрены ограничения на территории Иркутской области?

В настоящее время на территории Иркутской области действует Указ губернатора Иркутской области от 18.03.2020 №59-уг, которым введён режим повышенной готовности с 20:00 18.03.2020.

Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 №239 высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации поручено обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

На территории Иркутской области таким лицом в настоящее время является временно исполняющий обязанности губернатора.

Указом губернатора Иркутской области от 04.04.2020 №78-уг в Указ губернатора Иркутской области от 18.03.2020 №59-уг внесены изменения, и Иркутская область определена как территория, на которой предусматривается комплекс ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Кроме того, Указом №78-уг утверждены Порядок передвижения лиц и транспортных средств, Перечень организаций и ИП, деятельность которых приостановлена (ограничена).

Так, граждане, находящиеся на территории Иркутской области, в период с 5 по 12 апреля 2020 года вправе передвигаться по территории Иркутской области в следующих случаях:

1)      следования к месту (от места) работы, которая не приостановлена с федеральными и областными правовыми актами;

2)      следования к ближайшему месту приобретения продуктов, лекарств и товаров первой необходимости, выноса отходов до ближайшего места накопления отходов;

3)      выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания);

4)      обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизнью и здоровью и иных экстренных случаев;

5)      следования к месту осуществления деятельности, не приостановленной в соответствии с федеральными и областными правовыми актами.

Кроме того, в период действия режима самоизоляции нахождение лиц, не достигших возраста 18 лет, вне места проживания (пребывания) должно осуществляться в сопровождении совершеннолетних граждан.

 

Предусмотрена ли ответственность за несоблюдение ограничений?

КоАП РФ предусматривает несколько видов правонарушений в связи с несоблюдением ограничений.

С 01.04.2020 действует ст. 20.6.1 КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.

Так, гражданам за нарушение данной статьи может быть назначен административный штраф в размере до 30 тыс. руб., на должностных лиц и ИП – до 50 тыс. руб., на юридических лиц – до 300 тыс. руб.

А если эти действия повлекли причинение вреда здоровью человека или имуществу, но не содержат уголовно наказуемого деяния, либо правонарушение совершено повторно, то гражданам может быть назначен административный штраф в размере до 50 тыс. руб., на должностных лиц – до 500 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до 3 лет, на ИП и юридических лиц – до 1 млн. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Кроме того, частью 1 ст. 6.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

С 01.04.2020 данная статья дополнена частями 2 и 3, которые предусматривают ответственность за те же действия, совершённые в период режима ЧС либо при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина).

Максимальное наказание, предусмотренное данной статьёй, составляет наложение административного штрафа на граждан в размере до 300 тыс. руб., на должностных лиц до 500 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до 3 лет; на ИП и юридических лиц до 1 млн. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

 

На заметку

Согласно официальным данным, опубликованным на сайте стопкоронавирус.рф, по состоянию на 08.04.2020 на территории России зарегистрировано 8 672 случая заражения вирусной инфекцией COVID-19, из которых 63 случая закончились летальным исходом, 580 – выздоровлением, остальные находятся в стадии лечения. При этом только за последние сутки зарегистрировано 1 175 новых случаев заражения.

Прокуратура Нижнеилимского района настоятельно рекомендует сохранять спокойствие и соблюдать установленные ограничения, а также следовать рекомендациям Министерства здравоохранения РФ и Роспотребнадзора РФ по профилактике распространения коронавирусной и других вирусных инфекции.

 

 

помощник прокурора Нижнеилимского района

 

юрист 1 класса                                                                                Ю.В. Феоктистова

 

 

 

 

Так, за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), возможно наложение административного штрафа на граждан до 1 тыс. руб., на должностных лиц – до 4 тыс. руб. (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ).

За невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства возможно наложение административного штрафа на граждан до 500 руб., на должностных лиц – до 2 тыс. руб. либо дисквалификацию на срок до 3 лет, на юридических лиц – до 20 тыс. руб. (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ).

Данная статья применяется в тех случаях, если человеку, должностному лицу либо юридическому лицу будет выдано письменное предписание, но он (оно) вновь допустит нарушения.

 

Дата создания: 09-04-2020
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Закрыть

Выдержка из Закона N 124-ФЗ

Классификация информационной продукции

Глава 2. Классификация информационной продукции

Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.

2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:

1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;

2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;

3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

ГАРАНТ:

Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.

См. текст части в предыдущей редакции

4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет

К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.